TRASA.RU - Туры маршруты карты фото приключения туризм
 

   Главная / Регионы / Северо-Западный федеральный округ / Мурманская область / Велосипедные маршруты / Велопоход по Кольскому полуострову


 

 Регионы
 Авиа и жд билеты
 Маршруты
 Путеводитель
 Карты России
 Медицина
 Снаряжение
 Выживание
Карта региона
Карта Мурманской области
Реклама


 
Реклама


Велопоход по Кольскому полуострову.

Страница: 1, 2, 3, 4

9 августа
Просыпаться, а тем более вставать не хочется. Продолжающиеся дождь и ветер настойчиво напоминают о моём легкомыслии при сборах и оставленных дома поларе и тёплой курточке. С сегодняшнего дня заметно похолодало. Петро с утра отправляется за грибами, заходит достаточно далеко от лагеря и теряется. У него как раз села батарейка в часах, соответственно, компасом тоже не воспользуешься. Пробираясь через болота и чащу леса и ориентируясь на еле слышный звук машин, ему удаётся выйти на трассу двумя километрами ниже стоянки. Не уходите слишком далеко от группы в незнакомой местности! Пока собираемся, ещё моросит дождик. Едем в Ревду, где на рынке покупаем с Петрухой себе по спасительному собственному полару (здесь это называется "толстовка"). Теперь можно и в тундру. Игорь сегодня отстаёт от нас весь день. Он решил провести эксперимент смешивания молочной пшенной каши с сырым грибом. Эксперимент дал незамедлительную реакцию. Вот вам и вывод:
Не ходите, дети, по грибы гулять,
И не нужно, дети, их с пшеном мешать. :)

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Огибаем справа горы Ловозёрские тундры, вдоль Умбозера. Асфальтовая дорога забирает в горы, к какой-то фабрике (обозначенной на карте как Вахтовый посёлок), к которой нас, по словам местных, могут не подпустить, поэтому заранее сворачиваем на грунтовку, идущую вдоль железной дороги. Посмотреть на карте Видим издалека с перекрёстка фабрику в горах. Грунтовка дальше неоднократно пересекается ручьями и речушками. На одной из речек устраиваем показательные покатушки по бурным горным рекам. Смотрю на дно - не очень глубоко, но камешки на дне далеко не ровные. Срабатывает азартная жилка внутри - решаюсь переехать речку верхом. Игорь советует взять побольше разгон. Разгоняюсь с горки и... падаю в воду прямо посредине, намокает правая часть велорюкзака, где лежат запасные, бывшие сухие, велотрусы. Понимаю, что единственной сухой вещью на сегодня у меня осталась пара носков в заплечном рюкзаке. Игорь - второй отчаянный, отважившийся покорить на байке эту речку. Падает в том же месте, где и я. Петруха решает показать высший класс пилотирования МТБ в воде и выезжает сам на арену. Его постигает та же участь. Уже переправившиеся же счастливчики веселятся на берегу вовсю, наблюдая эту комедию.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Трасса наша - достаточно удобная для езды грунтовка, только холодная, никак не высыхающая до конца одежда и мокрые ноги добавляют экстрима. Зато движемся достаточно быстро - с промоченными насквозь ногами терять уже нечего, поэтому смело шуруем верхом через встречающиеся ручьи и речки. А их немало. На дороге прокалывается Рулик - делаем привал и разводим костёр прямо посреди дороги. Тут же устраиваем сушилку для мокрых кроссов, носков, ног. Замерзшие и дрожащие, мы так и окружаем разведенное дорожное светило, пока от него нас не отгоняет проезжающий по дороге УАЗик с тащащимися от увиденного мужиками. Пока всё это происходит, Руслан возится со своим колесом.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Как потом выяснилось, у него были проблемы с покрышками (Ричи 2.1" , типа "кевларовые"), бывшими уже не новыми и не выдержавшими местного жесткого рельефа. В этот день он прокололся 6 (!) раз. Диагноз таков: резина "устала" от длительной эксплуатации и в жёстких условиях езды по камням боковины покрышек в районе соприкосновения с ободом стали стремительно стираться. Потом дело дошло до корда, на который "наплавляется" резина покрышки. Когда протёрся корд, камеры под давлением начали выпирать наружу, образуя "грыжи", если в этот момент не менять покрышку, камеры будут просто лопаться. Покрышка у нас была всего одна и та взята на пожарный случай - очень лёгкая кросс-кантрийная Maxxis Larsen TT 1.9 весом 480 г. Рулик поставил её назад, но она не предназначена для таких экстремальных нагрузок, так как имеет тонкие стенки, посему при более-менее сильных ударах о камни камера просто пробивалась. На некоторое время помогло переставить её вперед, но когда задняя Ричи тоже убилась, дело запахло Клерасилом. К запланированному месту ночёвки возле озера Пунча ведут две грунтовые дороги вдоль железнодорожного полотна. Местные жители посоветовали нам следовать по дороге, проходящей ниже, как по имеющей более щадящий рельеф. Но, по словам Олексы, они что-то от нас скрывали.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Кроме того, они рассказали, что где-то здесь на насыпи есть опрокинутый поезд из паровоза и нескольких вагонов... Вокруг серая влажная мгла. Старая насыпь и теряющаяся во мгле ржавая колея. Где-то рядом озеро, а на востоке горы. Далеко впереди во мгле, за горой лежит карьер. И тут представить себе опрокинутый поезд... Воображение сразу дорисовывает остов расплющенного комариной плешью вертолёта и длинный, тоскливый не то скрип, не то стон, доносящийся из тумана... Перед мостом, за которым мы ночевали, действительно стоит на ржавых рельсах одинокий вагон с породой, за деревьями покинутый посёлок и заброшенный огород. На огороде была обнаружена клубника, хоть и недоспевшая, но показавшаяся безумно сладкой, наверное, потому, что чужая. Лагерь ставим на небольшой возвышенности. Внизу, возле воды, прямо под нашим лагерем, как выясняется, осиное гнездо. Об этом нам сообщает возвратившийся от воды Юра, весь жестоко искусанный осами. Не вняв его предупреждениям, с утра сама подвергаюсь яростной атаке ос, но успеваю спастись бегством.

10 августа
Сегодняшний день многообещающий. С утра солнечно, начинаем ехать по грунтовке с улучшенным покрытием. По карте после озера Пунча дорога обещала быть прежней, фактически же она более удобная для езды, более качественная. Хотя сама дорога неровная, идет плавными волнами, напоминает трассу для гоночных соревнований. Держим путь на Октябрьский. Местные жители называют этот посёлок "сорок пятый". Что такое 45? То ли год, то ли километр - не понятно. Но название "Октябрьский" они тоже воспринимают. Начало посёлка - вполне заброшенная улочка, единственным обитателем которой оказалась крохотная шавка, вдруг воспылавшая дикой ненавистью к Петрухе, исподтишка подкравшаяся сзади и пытавшаяся допрыгнуть до его горла и перегрызть его. В магазине закупаем продукты и обедаем йогуртами, консервированными персиками, колбасой и сыром. За время обеда успеваем также щедро позаниматься благотворительностью для изголодавшихся гнусов. Расспрашиваем местных жителей, подъехавших на жутком мотоцикле-мутанте с огромными колесами для езды по болоту, проедем ли мы по дороге на Умбу. Они говорят: "Мы вот проехали. А вы... Впрочем, и вы проедете." Обнадёживает :)

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

После Октябрьского, перед рекой Умба, начался асфальт, на карте отсутствующий. Посмотреть на карте По словам местных, долину реки Умба выкупили какие-то коммерсанты для организации водного и другого туризма. Сворачиваем с асфальтовой трассы направо, на грунтовку, в сторону горы Китчепахк. Лёша объяснил, что название это переводится как "гора с округлой вершиной". На вершине горы расположилась тучка, смазав чёткость контура. Так что вершина кажется еще более пологой. Красиво. Переправу через речку Умболка совершаем, сняв обувь. Уж очень не хочется крутить остаток дня в мокрой обуви, по вчерашнему опыту хлюпающих кроссовок и ледяных пальцев ног. На берегу речки Олекса сообщает, что на последнем повороте он забыл коврик. Приходится ему возвращаться, пока мы, совершенно неэффективно, пытаемся бороться с гнусами. Причём, каждый изобретает свой собственный метод борьбы - я начинаю дергать руками и ногами, Игорь яростно мажется своим москитолом, Петруха раздевается, вернее, снимает свои шорты, на мгновенье оставшись голым, и ОЧЕНЬ быстро надевает штаны. Всё это сопровождается потоком ласковых слов, обращенных ко всем летающим паразитам. Наши мучения прекращает возвратившийся с ковриком Олекса - можно ехать дальше. В движении эти гады не беспокоят.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

За КП на обочине стоит Белаз. Так обыденно, как будто за сигаретами поехал. По политой водой, чтобы не поднималась пыль, дороге нас обгоняют еще штук 10 таких гигантов, уже настолько привычных, что мы их даже не фотографируем. Гоняемся за ними, садимся на хвост, чтобы прокатиться в разреженном воздушном пространстве. От нависающего над головой огромного кузова спирает дыхание. Воздух не такой разреженный, как за обычными грузовиками: из-под днища, меж задних колес вырывается воздушная турбуленция. Увлекшись ездой с Белазами, замечаем, что едем не на перевал, а на верх отвалов карьера, куда они свозят пустую породу. Хотя по карте дорога проходит именно тут... И речки, которая есть на карте, на местности нет. Вернувшись немного назад, находим затаившегося в жилом вагончике рабочего, от которого узнаём о существовании так называемой "инспекторской" дороги, идущей по земле вдоль ЛЭП с бетонными столбами в обход отвалов к скважинам, через которые контролируют уровень и состав грунтовых вод вокруг рудника. Спрашиваем, а перевал-то ещё есть, не засыпан? Он говорит, что не знает, но знает, что они стремятся соединить отвалы с двух сторон хребта, чтобы сделать дорогу через верх. Соединили ли уже, он тоже не знает. Без труда находим инспекторскую дорогу на насыпи, за ней обнаруживается и сдвинутая речка. Объезжаем отвалы. Наш перевал, вроде бы, не засыпан.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Рёв от двигателей Белазов и грохот исполинских колёс по гальке остаются за спиной, постепенно стихают, становятся далёким и почти нереальным, когда вдруг слышим откуда-то сверху звук падающих камней, наполнивший всё пространство от верхушек щебневых насыпей до самой глубины долины, заглушивший своим всеобъемлющим гулом всё, что было слышно раньше. Смотрим вверх и наблюдаем, как два Белаза, кажущиеся не больше велосипедов, ссыпают породу на верхушку огромной насыпи. Ранее на дороге мы неоднократно видели медвежьи следы. Сегодня возле карьера Олекса, Петро, Игорь и Руслан успевают увидеть мишку. Он выслеживал Лёшу и Петруху, поехавших вперед на разведку дороги, а затем, когда Петруха съездил за нами и вернулся с толпой, чкурнул в хащи. Увиденное заставляет нас задуматься о том, на сколько ревностно местные мишки относятся к незваным гостям на своей территории. Тем не менее, перебравшись через неглубокую речушку Вуониемйок, разбиваем лагерь. Странно, но по эту сторону карьера растительность отличается от той, что встречалась нам раньше. Появились новые цветки, даже колокольчики. И, кажется, тут всё ещё более карликовое.

11 августа
С утра льет дождь, который я, вообще-то, люблю, но при звуке будильника приходит осознание того, что мы сегодня дежурим, а только в спальнике - самое лучшее место на земле. Вчера с вечера мы не накрыли дрова клеёнкой, поэтому Лёше приходится помудрить над костром. Даже сосновые дрова, источник смолы, никак не желают разгораться. После завтрака Юра меняет переднюю и заднюю покрышки местами и делает косметический ремонт с помощью пластиковой бутылки, так как пару дней назад какой-то каменюкой пропоролся первый слой корда боковины на заднем колесе. Кстати, вот 2 недостатка подготовки нашей аптечки: Нет камфорного масла, а уши на спусках продувает здорово. Особенно, при сырой ветреной погоде и затяжных скоростных спусках. Впредь обязательно буду брать с собой. Совершенно ничего не взяли от простуды, а уже на 5-6 день почти все начали шмыгать носами. В нужный момент аптеку в этих местах найти не так быстро. Хорошо, что были лимоны. По грейдерной дороге начинаем катить в сторону перевала Юкспоррлак.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Дорога со злым каменным покрытием, да еще уходящая резко вверх - таково начало перевала. Что же там выше? Встречаем лагерь пешеходников. Ребята удивленно смотрят на наши велосипеды и говорят, что перевал этот исключительно пеший и что велы придется именно НЕСТИ. Тем не менее, крутим до победной грани, до самого крутого угла, где начинает отрываться от поверхности переднее колесо. Казавшийся огромным карьер остается позади, чуть внизу. На верхушке хребта виден спускающийся ему навстречу отвал другого карьера. Вокруг нас только горы, поросшие трёхцветным мхом. Мох растет прямо на камнях. Создаётся впечатление, что тут уж можно падать с велосипеда сколько душе угодно. Совершенно без травм. На спуске опять прокалывается Рулик - у него серьёзные проблемы с задним колесом. На низеньком и пологом перевале останавливаемся, чтобы подождать Руслана. Хочется прислониться к большому, почему-то лысому, без мха, камню, и, спрятавшись от ветра, просто смотреть вокруг. Вершины чуть приглушены туманом. Тишина, слышно лишь какую-то птичку-одиночку да шум водопада.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Последние 400 метров до перевала несём велосипеды в руках, сначала по грунтовке, потом по сыпухе. Спуск проходит также через сыпуху, выше начинаются большие каменные глыбы. Мне приходится снять рюкзак и переносить вещи в два захода. Проход по этой трассе действительно оказывается затруднительным. Дополнительные трудности создаются разбросанной на пути запутанной стальной проволокой и периодически встречающимися скользкими, поросшими мхом, камнями. Вижу две таблички на скальных стенках - памяти погибшим тут альпинисту и геологу. И оборванный кусок веревки внизу. Встретили пару небольших снежников. Вершину перевала можно обойти с двух сторон. Мы прошли слева. Как мы потом узнали, справа идти выше, но легче (меньше каменюк). Хибины, издалека казавшиеся необъятными, холодными, скрывающими свои вершины за туманной пеленой, оказались совершенно иными - открытыми, уютными, доступными, СВОИМИ. Без подавляющей огромности. Живыми, вторящими в унисон птичьему свисту плеском горных ручьёв. Чуткими, вмиг улавливающими все посторонние шорохи и скрадывающие их мягким ковром. Взбежать бы, вот так, налегке, стрелой до самой вершины, покрытой мелкой сыпухой. Кажется, 20 минут - и ты уже созерцаешь сверху соседние склоны в зеленовато-лиловом убранстве и лабиринты петляющих пешеходных тропок внизу.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Снова колёса катят по равнине. Посмотреть на карте Встречаем тоннели, останавливаемся, чтобы получше их рассмотреть. Подъехав ближе, видим рабочих, которые участливо спрашивают, есть ли у нас запасные камеры, так как дорога далее - далеко не масло. На склоне, по дороге к городу Кукисвумчорр, замечаем бугельный подъёмник. В городе совершаем набег на продуктовый магазин. Чувствую, что с первого раза довольно трудно понять, чего же действительно хочется купить из этого позабытого изобилия ярких баночек, бутылочек и пакетиков. Для восстановления избирательных способностей магазин приходится посещать раза три. Замечаю это также и за остальными. Пока все увлечённо поглощают консервированные персики, йогурты и булки прямо на ступеньках магазина, Миша совершает героическую попытку разузнать у аборигенов наш дальнейший путь. Это оказались как раз те товарищи, которые "матом не ругаются, они на нём разговаривают". Как и можно было ожидать, никаких конструктивных указаний от них он не получил.

Открыть в новом окне Открыть в новом окне Открыть в новом окне

Спустившись с перевала, едем по грунтовой трассе мимо будоражащих своей красотой озёр с настоящей голубой водой. По дороге встречаю остановившихся Руслана и Петра, угадайте по какой причине. Рулику придётся-таки заехать в ближайший вело-магазин и купить новую покрышку. Приезжаем на местный пост МЧС (бывший пост КСС), где нам не отказались поставить подпись в маршрутке. Тут мы надеялись помыться в бане. С баней не получилось, зато пообщались со здешней детворой-энтузиастами. Это маленькие туристы-пешеходники, сбежавшиеся посмотреть на велосипеды и взахлёб рассказывающие нам про свои уже состоявшиеся походы и про грядущий поход пешком в Кировск.

Место ночёвки - в 5 км от запланированного. Это Гольцовое озеро, являющееся, похоже, излюбленным местом отдыха здешних жителей, та как берег достаточно людный. Непривычно видеть, что люди семьями отдыхают на берегу озера, надев антимоскитные сетки на головы себе и своим детям и совершенно забыв о них. Привыкли, наверное. Идём вброд (а Петро и Андрей едут прямо по воде, достающей до половины колеса) дальше от скоплений народа, вглубь. Находим удобную поляну для стоянки, с видом на притихшее озеро Гольцовое, возвышающиеся над ним горные склоны. Вечером устраиваем купание в озере с практически ледяной водой. Полностью окунуться в воду можно лишь с разбегу. И вмиг миллиарды одновременно обжигающих и до невозможности колючих брызг окутывают тебя, заполняют все поры и клетки, но тут же гонят назад, на более теплый берег. Как будто озеро не желает нарушать свою безмятежную гладь и теребить зыбью отражение гор.

 

Добавить в блог:  
Страница: 1, 2, 3, 4

 
фото: Rulik, stealth, Olexa
авторы: Игорь Таран, Freda, Olexa
Оригинальный url: http://velocity.kiev.ua/w3t/showpost.pl?Board=daily&Number;=549

 

 

  (c) Travel Association - Trasa.RU 2005-2020    Экстремальный портал VVV.RU