|
|
Катунь глазами новичков
Катунь - прекрасное место для сплава по многим причинам. Один из немаловажных моментов возможность подъехать прямо к воде, и прямо от воды уехать.
Прилетев в аэропорт г. Барнаул нас уже ждала заказанная автомашина до пос. Катанда, расположенного на берегу Катуни. Возможен и другой, менее затратный вариант. Из аэропорта на маршрутке доехать до центрального автовокзала Барнаула. Сесть там на автобус Барнаул-Горно-Алтайск, который ходит 5-6 раз в день и стоит ~ 400 рублей на человека. Из Горно-Алтайска раз в день ходит маршрутка до Катанды, которая еще стоит ~ 800 рублей. Если прибавить к этим затратам еще багаж и ночевку в гостинице Горно-Алтайска, т.к. распиание самолетов и автобусов не стыкуются в один день, то экономия получается совсем призрачная, и наш выбор все-таки пал на автомобиль сразу до места который обошелся 6500р за двоих.
Стапиль катамарана устраиваем сразу за поселком Катанда, в устье речки Нижняя Катанда, там же ночуем. На утро в котелке весело звенит лед, и еще веселее стучат зубы. На майские праздники заморозки здесь не редкость. После завтрака, облачения в гидрокостюмы и последних стапильных дел, толкаемся от берега делаем балеринку и вот нас уже несеет мощная широкая река. И через 100 метров первое препядствие, обозначенное на карте номером 51. В нашу воду это прижим к левому берегу с серией валов по 0,7-1м и в завершении метровая бочка. Не успеваю затянуть упоры и слетаю в бочке, остаюсь с судном и через пол минуты выбираюсь обратно в походном порядке. Крещение пройдено - азарт захлестывает - несемся дальше.
Сразу за впадением р. Курган небольшая шивера на которой приятно немного попрыгать.. Дальше паромная переправа и шивера 52. Трос весит высоко над водой и только поднявшись в полный рос выставленным веслом удается дотянуться до него. Препядствия 53,54,55 появляются перед поселком Тюнгур и представляют собой несложные шиверы с многочисленными валами по пол метра. Приятно попрыгали, после чего пристали к левому песчаному берегу перед Тюнгуром затянуть размокшие и растянувшиеся вязки рюкзаков на катамаране.
Проплыли по правому берегу впадение реки Кучерла. Мощная Катунь проглотила эту большую пенную речку и даже не заметила - несемся дальше. По берегам лес... Проскочили препядствия 57, 58 попрыгали на валах 0,5-0,7 метра довольно продолжительная шивера 58 тянется около километра, то тут то там появляются одиноко стоящие небольшие бочки. Входим в раж. Следующие два препядствия за впадением р. Деты-Кочек 59-60 большие валы. Справа впал Аккем, река широко и быстро бежит дальше.. несемся следом. Левый берег высокий и безлесый, высматриваем ориентир избушку,... увидили ее и вот вскоре по правому берегу после скальных выходов, впадает река Берткем, перед устьем удобная чалка на камнях и место для стоянки. Аккемский прорыв мы обносим, поскольку идем на двушке одни - некому страховать, и нам не достает опыта. Собираем кат, по поваленому дереву преодалеваем р. Берткем и начинаем подъем на борт каньона.
Лесная живность привествует нас радостными криками птиц, и оромным колличеством клещей, которые сотнями сыплются за шиворот. С этим делом нужно быть аккуратнее, приходится раз в пол часа делать привал и чистить себя от желающих полакомиться свеженькими туристами. После набора метров 200 по осыпному склону вырвались на тропу по которой и прошевствовали до темноты. Очень хотелось дойти до речки или хоть какой-то воды, но идти ночью совсем уж не хотелось. Пошел за водой в прорыв. Спуск по лесу уклон 45-50* еще ничего но последние 50 метров по сыпухе - совсем страшно. Жажда победила, и приодолев этот неприятный участок полюбовался мощным сливом, скорее всего третьим или четвертым Аккемского прорыва пополз обратно. Ночь, душистый чай и романтика наличиствовали в этот вечер. Засыпали с грандиозными планами на следующий день.
Дошли до русла сухого ручья Уйген, выползли по нему на перевал, после чего спустились обратно к Катуни, построили вновь катамаран и понеслилсь вперед. Впадения ручья Бим-Бом не заметили, пронеслись мимо.. Вода (68-70) - мощный сжатый поток с редкими гребнями валов 1,2-1,5 метра. Препядствия 71, 72 шиверы с нагромождением валов до 1,5 метров. Попадаются большие обливные камни и бочки. Прошли походным порядком. В 72м неприятно свалились с обливного камня - похрустели рамой и поплыли дальше. 73 последняя шивера перед Кафе Аргут. Валы от 0,7 до 1,0 метров.
На стрелке Катуни-Аргута чалимся на ночевку. Коллеги по интересам уже складывают баню, на небо высыпала белая крупа звезд. Отдыхаем...
После впадения Аргута в Катунь их воды еще долго не смешиваются - так и текут паралельно двумя разноцветными потоками. Препядствие 74 несложная шивера с разнообразными валами до 1,2 метров. Дальше река делает изгиб на север шивера 75-76 имеет опасный прижим к правому скальному берегу, от которого впрочем легко уйти, активно работая веслами. Река выбирается на широкий бом, напоминающий среднеазиаские картинки. Зацветает розово-фиолетовым терн, над рекой витает его аромат. Чалимся чтоб достать из гермов фототехнику и сделать несколько снимков. И снова в путь, перед пос. Инегень остатки парома, трос поднят высоко над водой, но стоит быть внимательным. По правому берегу каменнные воины, можно выбраться размять ноги прогулкой по степи,... мы пролетаем дальше. Препядствия 78-79 простые шиверы с небольшими валами.
Сразу после впадения р. Чуя препядствие 80. У правого берега у большого каменного выступа воронка ~ 2 метров, едва не влетаем в нее уходя по касательной, балеринка, корма по волне, ровняем нос и снова река уносит вперед. Дальше идет шивера, которая то усиливается то исчезает, местами попадаются внушительные валы. С точки 81 начинается Ининская труба - большой участок со скальной стенкой по левому берегу и крупными камнями по правому. Проплываем подвесной автомобильный мост, который временно не работает для машин и пригоден для людей. Местами встречаются воронки и поганки. Юшмановский слив 82 нас встретил метровыми валами, обливные плиты в нашу воду мы не наблюдали. Дальше проходим высокий мост Чуйского тракта и сужение в скальных стенках с метровыми валами и обливными плитами пор. Ининский. Ребятишки с моста завороженно наблюдают и машут руками. Видны редкие крыши поселка Иня.
Через несколько километров река делает резкий левый поворот и мы выскакиеваем на мощный поток ветра, который в силу большой парусности катамарана практически останавливает его движение. Изо всех сил гребем вперед, и когда добираемся до пляжа пос. Яломан, падаем на песочек без сил и долго отдыхаем. Паром разобран, торчат опоры, но троса не видно, плывем дальше и становимся на ночевку у устья реки Большой Яломан, на правом берегу. Здесь, много сухого плавуна, удобные песчаные откосы, прикрытые от ветра большими камнями. Засыпаем под рев реки.
Следующий порог Ильгумень. До него в походном порядке пролетаем несколько несложных шивер с валами до 1,5 метров, попадаются небольшие бочки. Как только на левом берегу появились домики забираем вправо и чалимся на большой и широкий песчаный пляж, слева впадает речушка Б. Ильгумень. Смотрим на порог, он красивый и мощный, ближе к правому берегу в нашу воду образовался огромный вал и большая бочка - поэтому вход у левого берега, дальше цепочка стоячих валов больше 2 метров.
Скоро за этим местом кончается степь и начанается сосновый лес.
Через четыре километра справа впадает река Кадрин и начинается серия порогов Кадринская труба. Река сужается до полусотни метров, появляются мощные валы, бочки, у берегов много облиных камней.
Особенно развита вертикальная турбулентность, в частности, когда после скального сужения струя выпадает на широкий плес, появляются воронки, массивы поганок; завершает Кадринскую трубу порог Мешок - плес в высоких скальных стенках множество поганок. Проходили в походном порядке, держась основного потока.
После выхода из Кадринской Трубы через километр достаточно мощная шивера с валами до 1,2 метра, в нашу воду появилась еще и бочка. Чалимся перед Шабашом. Его мы приняли решение тоже обнести, хотя по нашей воде вполне вероятно открылась канализация,.. тем не менее разбираем катамаран и правым бортом уносим его за второй Шабаш. Становимся на ночевку у разбитого пантона в лесу.
В описаниях и лоциях за Шабашем после левого поворота есть препядствие - "скала на которую наваливается весь поток воды, который потом сваливается в левую протоку, но проходима правая протока... Уйти вправо очень трудно, и надо делать это заранее..." Без просомотра шли придерживаясь правой стороны, на фоне ряда шивер это место так выделить и не удалось..
После впадения реки Урсул слева река зажата отвесными скалами, попадаются водовороты и поганки, ряд косых валов с пенкой, прошли в походном порядке. Далее после впадения реки Б. Сумальта ряд шивер пороги "Каянча 1", "Каянча 2" с валом до 1,5 метров и бочками.
Следующий порог Аяла. В качестве ориентира порога скальная горка в виде трезубца по левому берегу. Немного левее центра несколько больших обливных камней, слева открылась протока, весь поток уходит вправо и наваливается на невысокую скальную стенку в 10 метров высостой. Начинается порог как обычная шивера, но после того как нос катамарана взлетел на очередной 2х метровый вал с пенкой вместо мягкого спуска нас ожидала глубокая пенная яма с последующей просто сумашедшей бочкой на которой почти четырехметровый катамаран сделал свечу и лег. Оба остались с катом, выбраться удалось секунд через 30, в пороге оторвало каску и было утерено весло... вновь обретенные ниже по течению. Вывод, в высокую воду проходить нужно только открывшейся левой протокой по легкой шивере, если конечно нет желания повоевать со всем выше описанным безобразием.
До следующих порогов Тыльдыкпеней 1, 2 около 20 км препядствия в нашу воду отсутствовали вообще, лишь встречный ветер и некоторые едва различимые шиверы не давали заснуть за рулем)
Около Пеньков проходит автомобильная дорога и висит мост через речку, мы посчитали это место удобным для сброски, антистапель и отсюда машиной уехали в Чемал, где заночевали и двинули дальше в Барнаул. Так был закончен весенний поход по одной из самых живописных рек - Катуни.
Добавить в блог:
фото: Васильев М., Гулевич О.
|