Вот таким образом в середине третьего дня мы подъехали к Великому Новгороду и сразу отправились в мое любимое место - в музей деревянного зодчества. Подобных музеев по России не так уже мало. Кроме Великого Новгорода старые деревянные постройки собраны в Суздале, подмосковной Истре, под Иркутском. Спору нет, самый богатый музей - на Байкале. Чего там только нет: от открытых кладовых и могил коренного населения до деревянных крепостей и уездных школ царской России.
Но у Новгородского музея - свое лицо. В основном церкви, реже - жилые дома. Они гармонично вписываются в зеленые лужайки и смешанный лес. Вокруг некоторых построек разбиты огороды.
На этом фоне необычно смотрятся мельницы и деревянный корабль. В него можно залезть и посидеть на высоком борту, болтая ногами. А напоследок фирменные пирожки с яблоками и квас. Как мы отъелись…
Музей деревянного зодчества смыкается с белокаменным монастырем. Помнится еще в первый приезд один из моих приятелей, любящий фотографировать культовые сооружения, облазил этот монастырь сверху донизу и даже затянул нас на высокую колокольню. Там я впервые поняла, почему заключенные в крепости часто умирали от чахотки. Толстая каменная кладка высасывала тепло, растаскивая жизнь по кусочкам. Вниз по крутым ступеням я не сошла - скатилась. Очень уж хотелось солнца. Но снаружи в солнечный день, когда зеленый луг усыпан ромашками, монастырь выглядит по-домашнему привлекательно.
Сам Новгород не сильно изменился за прошедшие годы. Только туристов стало больше. Однако после воинственного Пскова попасть в торговый центр, хотя и бывший, особенно приятно. Об этом городе написано в любом путеводителе по России. Его изображения красуются на открытках и в учебниках истории. Но за обилием иллюстраций иногда теряется суть, его основная мелодия. Новгород разительно отличается от своих соседей. На одном берегу реки красный Кремль - символ политической власти. На другом - старые торговые ряды. Они - не враги, а две ипостаси одного города, одного образа жизни.
Еще - традиционные белокаменные соборы, яркие летние цветы и памятник тысячелетней стране, где Иван Грозный и Петр I неожиданно оказались на одном постаменте с ангелами. Этот памятник - символ жестокой авторитарной империи. Он совершенно не подходит для вольного города, стены которого помнят звон вечевого колокола.