Шатура – это почти Мещерский край. Край озёр, непроходимых болот и топей, сосновых и березовых лесов. Он прекрасен – даже уехав отсюда, я возвращаюсь душой туда вновь и вновь. Всё детство я провёл в Шатуре. И сейчас, когда весна разбудит солнце, когда воздух уже влажный и немного пахнет землей и корой сосны, я всё больше начинаю скучать по моей Шатуре. Много времени я провёл на озёрах, на велосипеде разрывая лужи талой весной и подбрасывая шуршащие осенние листья на косе озера Святое. Сейчас некоторые мои улыбки, радости я запечатлел на фотографиях. Если вы захотите сюда приехать, погулять, а может, сходить на рыбалку – вы можете выбрать огромное множество маршрутов и мест.
Этот рассказ и посвящен моим любимым местам. Но, рассказывая о них, мне очень хочется, что если вы будете там хоть раз – берегите природу, мне бывает очень больно, когда я вижу летом людей, так нагло и бездушно обращающихся с Шатурой. Летом вокруг озёр образуются горы мусора, озёра застраиваются стенами, деревья срубаются, всё в округе обрастает заводами, трубами. Честно – места эти нужно включать в заповедник, природа тут совершенно уникальная. И чего только стоит то чувство, когда журавль вспархивает в небо в тихой заводи озера – и сердце замирает от восторга, от переполняющей тебя радости! А опустить руку в прохладную коричневую, красную в лучиках солнца торфяную воду в палящий жаром день со старенькой лодки… Так, опять я отвлёкся на воспоминания и на солнечные мысли. Наверное, солнце во мне уже растопило зиму. Для удобства я отметил все интересные места около Шатуры на карте. Карта слабой детализации, но вы найдёте, если захотите ;)
Городок наш небольшой. До станции Шатура можно доехать за 2,5 часа с Казанского вокзала (отметка на карте 1) . От станции можно пройтись через весь город – от края до края – в парк (отметка на карте 2). Он был построен не так давно, раньше тут был густой лес, разбитые асфальтовые дорожки, старые памятники, скрипучие аттракционы. Это был Дом, тайна, сказка для меня. Тут происходили чудесные вещи. А сейчас – просто парк, настоящее рабочее чёртово колесо, детская железная дорога, аккуратная дорожка, кафэ. Всё просто и ясно. Но без души. Пройдя через парк, можно свернуть на дорогу, ведущую на косу – летом она пыльная, весной полузатоплена. Когда-то я любил пробежаться по этой дороге с утра или вечером. Совсем скоро откроется озеро. Сейчас здесь построен забор и всё разрыто, а когда-то был лес, красивые повороты дороги.
Вот первый мост. Он уже сильно побит жизнью и почему-то здесь повесили табличку, что входить нельзя – ну и пусть – все же ходят, и мы пойдём дальше (отметка на карте 3). На косе много красивых мест для съёмки, деревьев, на которые можно забраться. Но каждый год тут всё меняется. В прошлом году из-за жаркого лета все озёра помелели – и деревья просто попадали. Самые красивые, самые могучие деревья не выдержали жары. Теперь приходится через них перебираться. А раньше это была самая уютная, самая необычная «улица» в мире. Да и ледяной дождь в январе деревья плохо пережили…
На середине косы вы можете свернуть налево или направо на перпендикулярную косу. Так озёра Шатуры хотели разделить на части. Идиоты. Зачем это было сделано – я не знаю, но помню эти ужасные трубы, которые намывали песок, разрывая одно большое озеро на части. И зачем? Озеро ведь так зацветёт, погибнет, превратится в болото… Хорошо, что не разделили – вы можете пройти на край косы и поваляться посреди озера на самом кончике песчаной отмели (отметка на карте - е). Это и сейчас очень уединённое место.
А если повернуть направо – вы попадёте в логово собак на старых заводах. Если повезет – пройдёте живым и выйдете к Муромскому озеру :). А мы пойдём прямо и увидим второй мост (4). Налево после моста можно дойти вдоль берега прямо до Кервы. А направо – выйдете к автомобильной дороге на Керву. Когда-то здесь лежала узкоколейка, я помню, как по ней ходили поезда – возили торф на ГРЭС. Особенно удивительно она выглядела ближе к Северной Гриве: бескрайнее болото – и поезд, медленно, вразвалку тянущий небольшой состав посреди этого мёртвого поля.
Пройдя направо (от Кервы) по автодороге, дойдём до автомобильного моста. Тут можно свернуть налево, и пройти вдоль участков (5) вокруг озера Муромское (оно самое маленькое в череде озёр), выйти к уютным протокам – и подойти к следующему озеру (6). В нём приятно купаться летом: оно мелкое и тёплое-тёплое. Дальше вдоль этого озера можно пройтись до деревни и от станции Ботино уже уехать обратно в Москву (7). Из замечательных мест – ещё можно пойти на торфяные озёра (8). Они тянутся друг за другом, некоторые заросшие, некоторые открытые с куцыми островками деревьев на них.
Если вы на велосипеде, то можно сделать большое кольцо вокруг озера Святое, заехать к церкви в Андреевских выселках, которая стоит на холме над озером (9). За церковью, в лесу у озера, есть несколько проток – раньше тут мужики рыбу в них ловили, для этого и выкопали. А в протоках спят полуразрушенные лодки. Рябиновые кусты склоняются к ним, и свежий ветер дует с озера. А потом можно проехать удивительное торфяное озеро под Митинской – оно разделено пополам косой. И тут вы можете найти старые рыбачьи мостки и лодки.
Дальше можно пойти к лазерному центру (Институт проблем лазерных и информационных технологий), который уже почти развалился (в научном плане). И выйти за него, через лес за мыс. Там рыбаки хранят свои лодки, очень живописное место (отметка на карте L). Отдельно можно побывать на озере Белом. Но до него довольно далеко (около 20 км от Шатуры), да и народу там летом бывает – не протолкнёшься. Можно заехать в Туголес, в Черусти, в Кривандино, погулять по разрушенным фабрикам, зайти на небольшие торфяные озёра, покормить комаров летом, пройтись вдоль речки Поля.
Интересно побывать в разрушенной церкви в лесу между Петушками и Шатурой. Это очень популярный у велосипедистов маршрут. Прекрасные сосновые леса находятся на Красной поляне, за Ботино. На озёрах Шатуры хорошо зимой – ГРЭС использует воду для охлаждения турбин своих энергетических установок и сбрасывает уже тёплую воду в озёра. И зимой можно увидеть совершенно удивительные картины. Этому будет посвящена отдельная тема...