Всё началось с мечты. Мечты увидеть чистейший лёд Байкала, прикоснуться к святыне Сибири, почувствовать мощь Озера и впитать его красоту. Хотя кроме таких высокоморальных мыслей не покидала идея просто погонять на коньках по здоровенному катку и поснимать Байкальские ледяные красоты. Путь длиною в 400 км на коньках был пройден нами меньше, чем за 2 недели и поместился в эти строчки. Сегодня я расскажу про большое зимнее путешествие: про чистейший лёд Байкала, про старых друзей и новых добрых знакомых, про закаты-рассветы и хмурое небо, добрых и злых духов Ольхона.
Мечты мечтами, но намного приятнее, когда они осуществляются. 2 годы назад ещё родилась эта идея - покорить Байкал. Первые мысли были, конечно, слегка сумасшедшими: пройти вокруг Байкала или хотя бы от Юга до Севера. Потом выяснилось, что лёд редко бывает чистым на Юге и Севере и там можно просто закопаться в снегу - и сойти с маршрута. Поэтому стал вырисовываться более реалистичный вариант: Ольхон, Бугульдейка, Листвянка… Стал искать себе команду. Выяснилось, что люди слегка меня не понимают в коньковом вопросе. Иногда даже чувствуешь себя слегка сдвинутым, когда на тебя таращатся с круглыми глазами с фразами типа: "На коньках?! Да ты там сдохнешь в первый же час - это ж тяжело…", "Вас там ветер так сдует, что долетите до Баргузинского хребта…", "Лететь в Иркутск как в Европу стоит". Мои успокоительные фразы в ответ для этих почемучек были простыми: "Да есть специальные коньки! И билеты дешевые найдём", "Там же зимовья есть везде и турбазы - спрячемся, как Сарма подует".
Успокоительные фразы не подействовали - и ребята пошли кто куда: кто в Хибины, кто в Саяны, традиционно на лыжах. Думаю, тогда мне просто не хватило энергии заразить энтузиазмом своих друзей: сдавал диплом физтеха в тот год, была какая-то тревога за будущее и неопределенность. Один я, конечно, не пошёл - мечта варилась в голове ещё лишний год. Но зато она там так истомилась, что в этот год точно решил: иду! Начал писать знакомым и незнакомым людям с Иркутска, которые могли бы помочь в составлении адекватного маршрута и помочь в организации перевозок. Сначала всю голову себе сломал, как оптимально составить маршрут, чтобы нигде не застрять, и много успеть посмотреть. Мнения людей были самые разные. Кто-то предлагал брать за основу 25 км в день, кто-то 50. Лёд Байкала всегда меняется: выпадет снег, образуется трещина или на поле торосов найдём - и пиши-пропало даже 10 км в день пройти. Полноценных отчётов о коньковых экспедициях я не нашёл, да и бессмысленны они при таком раскладе. Выбрал за основу 25-35 км и Бугульдейку за отправную точку. Думал: хотя бы до Малого Моря дотащимся - а там и уехать можно если что. Ну и срок выбрал соответствующий: 2 недели, ходовых из них 12 дней. Почему-то тогда даже цифра 120 км на коньках казалась мне оптимистичной. И слегка усмехался над своим маршрутом. Зато в конце путешествия всё удивлялся, что мой накаляканный дома маршрут так хорошо совпал с тем, что мы потом одолели. А вот и то, что мы покорили:
При подготовке к экспедиции очень помог форум сайта angara.net. Люди туда заходят спортивные и отзывчивые, можно найти и попутчиков, и машину на заброску. Большой ошибкой было позвонить в автобусную диспетчерскую Иркутска. Унылый раздраженный голос тётки-редиски из справочной повествовал мне о том что "ничего не ходит туда, и даже больше не спрашивай". Впрочем, выяснилось, что автобусы ходят, и даже есть выбор куда сесть, просто они друг с другом "не дружат". Поэтому если хотите сэкономить - езжайте на маршрутке: зимой это всего 400 рублей до МРС, звонить можно по этому поводу Татьяне из Хужира (она там гостиницу сдаёт). Телефоны если кому надо - дам по почте. Другие полезные источники можете посмотреть в конце этого рассказика.
А мы заказали машину до Бугульдейки: нас 5 человек, с большими рюкзаками - что мы будем людям мешать в маршрутке ездить. Сторговались до 4 тысяч с водителем, это считается нормальной ценой - выше только для москвичей. А когда нам удалось купить билеты на самолёт за 11 тысяч - радости просто не было предела. Снаряжение искали тоже, что называется "всем миром": коньки частично взяли у знакомых, которые уже ходили на Байкал. Кстати, именно их отчёт и фотографии когда-то натолкнули меня на мысль о путешествии на коньках по Байкалу. Их коньки пришлось переделывать: ставить крепления от сноуборда (лямочки и застёжки). А 2 пары коньков у нас были совершенно необыкновенные: Саша привёз из Норвегии специальные походные коньки! Лёгкие, с удобными лямками - загляденье! Но и стоили они соответствующе… Защиту и крепления от сноуборда дал Никита, а ещё было много людей, которые помогали спальниками (мы брали 2 штуки на человека либо очень тёплые), креплениями и прочими тряпками-железяками-пластмассками. А ещё для конькового похода взяли лыжные советские палки, предварительно их заточив.
Перед походом провели пару тренировок. Не сказать, что мы фигуристы или какие-то матёрые конькобежцы. Некоторые из нас на коньках-то стояли всего пару раз. Так что мы держались на этих тренировках на одном лишь энтузиазме поехать на Байкал. Впрочем, энтузиазм тогда не обеспечил нам защиту от удачных падений и синяков. Одна из тренировок была в Шатуре - там я наивно хотел испытать коньки на реальном озере, но снега в этом году намело у нас будь здоров. Получилось потренироваться только на катке. Там же было решено взять с собой санки для волочения рюкзаков. Такие специальные походные саночки, пластиковые. К слову, на одном из московских катков меня позорно выгнали с норвежскими коньками. Видимо, за превышение. А разогнаться на них можно до 25 км/ч парой ударов копыт. Сами по gps потом проверяли на Байкале. Впрочем, результат тренировок нас не испугал, разве что добавил в список нашего снаряжения кошки (что оказалось потом полным абсурдом). А ещё мне пришла в голову прекрасная и крайне разумная идея взять ледоруб и буры для крепления палатки на льду. Впрочем, буры и ледоруб были очень рады побывать на Байкале, но из рюкзака вылазить так и не захотели.
Итак, день отъезда. Стандартная картина, чего там таить: ядерный взрыв разметал наши жалкие тряпки по всей комнате, остаётся пара часов, чтобы собрать всё в одну кучу в рюкзаке. Утрамбовка в самом жестоком виде так и не помогла: рюкзак был гигантским. Сказалась наша запасливость: 2 спальника, кошки, тёплая одежда, фотобарахло в большом количестве: Nikon d80, nikkor 50 1.8, nikkor 70-300 4.5/5.6 vr, tamron 17-50 f 2.8, штатив, gopro. Впрочем, одеть его как-то удалось. Весы показывали 40 кг. Хорошо хоть мне из дома в Королёве недалеко до электрички тащить (про Байкал я как-то даже старался и не вспоминать). Впрочем, скиснуть не давало наличие санок для этих бегемотов. Всё, садимся. Электричка-метро-электричка-самолёт. Добрые пассажиры напарываются на наше барахло, провожая нас возгласами типа "романтики, блин". На досмотре у всех находят длинные сабли в рюкзаках и гранаты. Не привыкли, видимо, к походникам на коньках.
Ну вот и наконец-то вырвался из лап Москвы. Это счастье, когда мечта начинает сбываться, когда впереди - целое приключение, полное жизни, света и движения. А так и стухнуть можно дома: силы вытягивает этот город только так, словно питается большим количеством суетящихся людей. В самолёте осенило: забыли термосы. Ну что ж, придётся ждать с 5 утра, когда самолёт прилетит, до 10 - ждать открытия магазина. Ещё надо было встретить Лёшку, он только-только ночью вернулся из похода по Восточным Саянам. Лёшу встретили сразу же: к нам вышел такой матёрый загорелый турист. Его вид явно напоминал нам, что мы скоро будем такими же красивыми. Перепаковываемся - закупаем оставшуюся хавку - и в путь!
Водитель Серега - неразговорчивый бурят. Но очень спокойный и рассудительный, топит на своём крокодиле через холмы и предгорья у Танжеран. Ясное синее небо, солнце слепит. Деревья пролетают мимо, посёлки, дома, степи - вырубаюсь от двух бессонных ночей - снова в полудрёме смотрю на выжженные солнцем цвета. То ли глаза устали, то ли не привык к такому солнцу: всё кажется блёклым, почти чёрно-белым. И тишина, только мотор машины работает, везёт нас на полных парах в Бугульдейку.