Стенки каналов забетонированы, через них перекинуты мосты, а некоторые места закрыты для посетителей. Вероятно, именно из них черпают воду механические поливалки, которых на полях предостаточно.
Но вода - это еще и энергия. Протекающий в этих местах Днепр перекрыт гидроэлектростанцией, которая по вечерам освещает окрестности и служит местом паломничества молодоженов, увешавших замками "на счастье" поручни моста.
Оптимизм уменьшают лишь заболоченные берега образовавшегося водохранилища.
Кстати, энергию в этих местах получают и вполне безобидным способом: с помощью ветряков. От похожих на мельницы вентиляторов в неизвестном направлении уходят провода.
Короче, местные жители по полной программе используют возможности всех четырех стихий. Огонь - главным образом на комбинатах. Химические предприятия - это самое печальное зрелище, попавшееся на нашем пути. Весь берег вдоль одного из них был покрыт плотной белой пеной. Сильно пахло хлоркой. Случайность это или обычное дело, но перед нами плавно колыхались тонны мертвой воды.
К счастью, такое зрелище встречается нечасто. Трудности, которые мы создаем. Кроме поливалок, тракторов и ветряков присутствие человека постоянно выдают асфальтовые дороги.
Представляя себе украинскую степь, я перебирала в уме все известные мне литературные произведения. Картина была удручающей: пыль, ухабы, одинокие хуторки и заблудившиеся в ночи всадники. Вероятно, это произошло потому, что до 10 класса я честно читала все, что задавали по литературе. Но советская классика как-то не пошла. Поэтому великие достижения социализма остались за кадром. А зря: дороги - прекрасный пример этих самых достижений. Как ни странно, никакой иронии. Гладкие, временами почти пустые, они построены в самых неожиданных местах. Едешь по черно-зеленому, временами практически новому асфальту и думаешь: для кого это делали?
К этому пейзажу стоит добавить палящее солнце, 30 градусную жару (в начале мая!) и временами пронизывающий ветер. Пока он дует в спину - это счастье; в бок - хуже, но терпимо. А вот когда дорога поворачивает, и вся масса воздуха устремляется навстречу велосипеду - пиши пропало.
Конечно, я читала об ураганах, уносящих девочек и коров в неизведанные страны. Но никогда не думала, что это называется обычным степным ветром, правда чуть запоздавшим. По словам одного из местных жителей, обычно он дует месяцем раньше. Конечно, люди, работающие на полях, его не любят. Особенно, если он начинается, когда из земли показываются первые ростки. Это означает, что урожай будет меньше обычного. Но как он мешает велосипедистам, можно описать только нечленораздельными звуками.
Подсчитаем. Средняя скорость отягощенного рюкзаком велосипеда по хорошей асфальтовой дороге - километров 15 в час. Если поднапрячься - 18-20. Те два дня, когда мы пытались ехать против ветра, средняя скорость составляла километров 6-8. При этом состояние было как после гонок. День поворота дороги стал самым счастливым днем похода.