День третий. Горное кружево. Брр, холодное какое-то утро. Чувствуется, что постепенно набираем высоту. Однако часам к 11 погода расходится, солнце греет все сильнее и сильнее. Хочется снять перчатки, расстегнуть поларку и идти, задрав лицо к небу. Все чаще попадаются недостроенные и брошенные дома: проваленные крыши, пустые окна, но каменные стены стоят, как ни в чем не бывало. На террасе одного из таких зданий мы провели предыдущую ночь. Прямая прежде дорога превращается в серпантин, который приводит нас к монастырю.
Сегодня около него оборудована стоянка для машин, стоят продавцы фруктовых сладостей, хлеба и сувениров. Тем не менее, монастырь живет собственной, независимой от туристов жизнью. В небольших, выдолбленных в скалах кладовых стоят ульи и лежат наполненные чем-то мешки. По монастырскому двору время от времени проходят священнослужители в длинных черных одеяниях. Туристы и обитатели монастыря существуют независимо друг от друга. Единственное связующее звено - традиционный ящик для пожертвований.
Удивительно, но монахи - хозяева этого места, с большим уважением относятся к случайным посетителям. Я поняла это, когда в одном из храмов долго выбирала ракурс для съемки. В самый разгар процесса в здание кто-то вошел, но в кадр, к счастью, не попал. Попрыгав еще несколько минут, я, наконец, обернулась: за спиной стоял священнослужитель. Только выяснив, что я закончила, он обошел меня и двинулся к алтарю.
Описать Гегард довольно трудно. Основные здания монастыря вросли в скалы. Старый храм выдолблен в огромном камне. Несмотря на сотни лет, прошедшие с его постройки, в нем сохранилась потрясающая акустика: говоришь шепотом, а слышно во всем здании.
Новый храм стоит посреди монастырского двора: приземистый, простой и чистый. Снова никаких орлов и позолоты, снова изумительная каменная резьба. Сквозь узкие окна пробивается солнце цвета коньяка. Его лучи касаются тяжелого каменного пола и сливаются с огнем свечей. Темный камень оживляет лишь пурпурный бархат алтаря, да отдельные, написанные в реалистической, непривычной для нас манере иконы.
Вдоль монастыря течет быстрая горная речка. Перекинутый через нее горбатый мост, созданный для туристов, гармонично вписывается в окружающее пространство.
Одна из главных достопримечательностей монастыря - это кошки. Их скульптурное изображение нависает над дорогой, ведущей в Гегард. Вырезанные в камне, они украшают главный храм. Живые и активные потомки первых поселенцев бегают по двору. Все они примерно одинакового размера и окраски, но характером разнятся.
Одни безбоязненно подходят к самым рукам и шустро цапают предложенную колбасу и лаваш, другие осторожно сидят в сторонке - вдруг что само прилетит. К тому моменту, как мой обед исчез в цепких полосатых лапах, я насчитала пять кошек. По-моему, их было больше, чем священников.