Такая обстановка расслабляет. На обратном пути в московском аэропорту в ожидании такси я начала говорить по телефону и отошла от своих вещей метров на 150. Только в конце разговора меня ударило: "Куда же я? Ведь это уже не Грузия!". К чести наших сограждан, с вещами и здесь ничего не случилось.
В некотором отношении полиции помогают и местные жители. Они обеспечивали мою безопасность по-своему. Однажды вечером, когда я из последних сил загоняла велосипед на перевал, меня догнал молодой парень на старых Жигулях. "Вы там сама девушка, которая одна путешествует по Грузии?", - спросил он. "Наверное да", - ответила я. "Хорошо, а то мне звонил отец из Дманиси, спрашивал, добрались ли Вы". Дманиси я проезжала днем раньше.
Гостиницы В Грузии, конечно, есть гостиницы. Однако они имеют свою культурную специфику. По- видимому, гостиничный бизнес только зарождается, поэтому в отелях часто встречаются проблемы с водой (неисправный душ, отсутствие горячей воды и т.д.), оборудованием ванных комнат, отоплением, оконными рамами, которые либо не открываются, либо не закрываются. Это касается даже отеля в центре Тбилиси, где я останавливалась. Единственный отель, который не вызвал у меня никаких нареканий, был расположен недалеко от границы с Арменией и принадлежал армянину. В Армении индустрия придорожных отельчиков вообще развита гораздо лучше: их больше, особенно по дороге в Нагорный Карабах, и они более удобные. В Грузии гостиницы есть только в районных центрах, а их оборудование оставляет желать лучшего.
К числу других не очень приятных особенностей относятся импровизированные свалки и большое количество курящих людей. Свалки представляют собой мусор, сваленный в каком-нибудь живописном месте, и разнесенный ветром на пару километров. Они встречаются недалеко от деревень и возникают очень просто: местный житель грузит пакеты с мусором в машину, а потом выкидывает их в первом попавшемся месте. Плюс огрызки, летящие из окон автомобилей. Однако подобные свалки распределены неравномерно. Где-то их нет вообще, а где-то их много. Почему так, объяснить не могу.
Что касается курения, то оно чрезвычайно распространено среди мужчин. Курят даже водители в маршрутках. В кафе нет разделения на территорию для курящих и некурящих. Только в центре Тбилиси попадаются полностью некурящие залы. Однако и мусор, и курение можно легко устранить, в отличие от ненависти к "чужим", которой в Грузии нет и в помине.
Дороги Грузии: где покататься на велосипеде? На мой взгляд, Грузия - замечательное место для велосипедного похода. Здесь можно попробовать все - от многокилометровых спусков по горному серпантину, то до перетаскивания велосипеда через заснеженный перевал. Однако чтобы поездка оказалась действительно интересной, нужны хорошие карты и некоторое представление о типах дорог.
Карты. Составляя маршрут, я пользовалась двумя источниками: базовой картой дорог, заложенной в JPS Garmin, и картами для туристов.
Основное достоинство гарминовских карт - их подробность. При масштабе 300 м. в 1 сантиметре можно увидеть даже боковые улицы поселков, не говоря уже о многочисленных проселочных дорогах. Однако по ним трудно угадать качество дороги. У меня создалось впечатление, что когда создатели карт решали, какую трассу обозначить как дорогу с асфальтовым покрытием, а какую считать грунтовой, они просто подбрасывали монетку. Угадали - хорошо, не угадали - одним приключением больше.
Карту для туристов можно получить в местном туристическом центре. Подобные центры - грамотный ход для привлечения туристов. Они есть во всех крупных и некоторых маленьких городах. Лично я видела их в Кутаиси, Тбилиси, Мцхете и Сигнаги. В таких центрах работают молодые люди, говорящие как минимум на грузинском, русском и английском языках. В них есть карты и рекламные буклеты по всем областям Грузии. Желающим их выдают совершенно бесплатно и в любом количестве. Очень удобно: рвется одна карта, быстро заменяешь ее другой. Основное достоинство подобных карт: на них обозначены основные асфальтовые и грунтовые дороги, а также достопримечательности - церкви, монастыри, музеи, крепости и т.д. В то же время, на них отсутствуют некоторые весьма полезные для велосипедиста трассы. К тому же на них нет планов городов и деревень.
В результате чтобы найти оптимальный путь, лучше сопоставлять информацию, которую дает Garmin и местные власти.
Типы дорог. Дороги, которые мне попадались, я условно разделила на пять типов.
А. Центральная автомобильная трасса. Это хорошие асфальтированные дороги, почти без выбоин. Ехать по ним на велосипеде - одно удовольствие, особенно вниз. Однако таких дорог в Грузии немного, и большинство из них сосредоточено вокруг Тбилиси. Кроме того, километров за 40 до столицы на них появляется много машин. Вобщем на такие дороги я попадала редко.
Б. Второстепенная автомобильная трасса. Это дороги со старым асфальтовым покрытием. Другими словами, асфальт на них присутствует, но положен он был давно, и во многих местах уже раскрошился. На таких дорогах много трещин и выбоин. Меня спасало только наличие двухподвесного велосипеда: качает, конечно, но хотя бы не больно. Таких трасс больше, чем предыдущих. Например, к этому типу относится международная трасса, идущая к границе Армении.
В. Грунтовка с элементами асфальта. На этих дорогах асфальт был положен во времена установления на Кавказе советской власти, и с тех пор не обновлялся. В результате он занимает 10-15% от дороги. Все остальное - это смесь земли, выходов горных пород, крупных булыжников и привезенного гравия. Два подвеса уже не помогают. Трение большое, поэтому ехать приходится медленно и печально. Это самый гуманный вариант дороги между деревнями. Два оставшихся типа предназначены для коров и велосипедистов, которые не ищут легких путей.
Г. Грунтовка, вымощенная камнями. Такие дороги идут в основном через перевалы и вокруг них. Они равномерно вымощены крупным булыжником. Ехать по такой дороге на велосипеде - еще хуже, чем катать сумку на колесиках по Красной площади. Трясет, бренчит, руки дрожат и чешется челюсть. Таким дорогами брезгуют даже автомобили. Поэтому, если позволяет местность, рядом с ними идет обычная выдавленная в земле автомобильная колея. Я предпочитала передвигаться по ней.
Д. Грунтовка с земляным покрытием. Подобные дороги идут в деревнях и вокруг них. Это просто земля, которая во время дождя превращается в кучу липкой грязи. Она моментально облепляет передачи, и велосипед приходится нести на руках. Поскольку по таким дорогам гоняют на пастбище скот, на территории деревень эта грязь смешивается с навозом. Беда заключается в том, что все сельские дороги рано или поздно проходят через деревни. Однако если на улице сухо, то ехать по таким дорогам достаточно удобно. К тому же они почти всегда пустые.